Портовое судно для траления мин типа «Минреп»

Работы по созданию специального портового судна, предназначенного для борьбы с минами на рейдах, начались на российском флоте в 1907 г. после принятия решений об организации на флотах тралящих караванов и об учреждении в Морском ведомстве нового подразделения – «части мин заграждения и тралов».
Комиссия Морского технического комитета по минному делу пришла к выводу, что маломореходные катера-тральщики совершенно не подходят для Балтики, и ходатайствовала перед Морским министром о строительстве специальных тралящих судов водоизмещением 100-150 т. Однако отпущенной министерством суммы (245 тыс. руб.) хватало только на два-три тралящих парохода. Учитывая острую потребность флота в тральщиках, Морской технический комитет предложил заказать все семь запланированных судов, а кредиты изыскать из других, менее важных статей судостроительной программы.
В начале 1909 г. Морской Технический Комитет (МТК) разработал и выдал Ижорскому заводу задание на проектирование и постройку такого корабля.
В 1909 г., после выработки Морским генеральным штабом малой судостроительной программы, на Ижорском заводе впервые были заказаны 2 судна, специально предназначенные для траления – тральщики «Минреп» и «Взрыв». Проектированием тральщиков руководил платный инженер-механик Ижорского завода подполковник Корпуса инженер-механиков С. Ф. Николаевский, который следил за разработкой и утверждением всех чертежей. Проектированием трубопроводов и специальных тральных приспособлений занимались инженеры Г. В. Кондратьев и Д. С. Сухарников под контролем представителя минного отдела МТК капитана 2 ранга Н. Н. Шрейбера. На рассмотрение чер¬тежей пригласили начальника чертёжной мастерской МТК подполковника Корпуса корабельных инженеров Н. В. Лесникова и начальника партии траления Балтийского моря капитан-лейтенанта М. В. Иванова; последний пред¬ложил защитить руль ограждением для лучшего движения задним ходом во льдах.
Появились некоторые расхождения в мнениях при обсуждении типа паро¬вого котла; вариант дорогостоящего ко¬тла Бельвиля (31,9 тыс. руб.) сразу же отклонили; из более дешёвых – системы Ярроу и проходивших испытания котлов Табулевича – выбрали первые. Одновременно МТК внёс ряд предложений и усовершенствований; для уменьшения парусности, а следовательно, и дрейфа при относительно малой осадке (1,6 м) предлагалось сделать штурманскую рубку более низкой, котлы расположить так, чтобы они имели одну ды¬мовую трубу. А. II. Крылов высказал мнение, что чертежи сделаны наспех, на них не показаны помещения для машинных запасов, кипи и швартовные полуклюзы, «утерян» беспроволочный теле¬граф.
Конструкторы неудачно расположили систему водоотлива. Ижорский завод предложил установить в двух машинних отделениях две трюмно-пожарные помпы Вортингтона в пожарном (по 50 т/ч) и водоотливном (по 150 т/ч) вариантах, причём они могли брать воду через магистраль из котельного отделения, а также через пропускные клапаны.
Механический отдел МТК высказался против такого расположения; по предложению Алексея Николаевича Крылова добавили два эжектора системы инженер-механика Н. И. Ильина: в котельном отделении и большом отсеке (ближайшем к машинному отделению) между переборками 42-го и 50-го шпангоутов; эжекторы предлагалось размещать ближе к середине отсеков, чтобы повреждение переборок не сказалось на водоотливных средствах
Корпус тральщика строился из сименс-мартеновской стали 3-й категории, форштевень собирался из стальных полос 125х22х13, ахтерштевень – 125х25х13 мм. На шпангоуты пошла уголковая сталь (65х50х6 мм); от форштевня до 13-го шп. – шпация 0,3, далее 0,6 м; для хода во льду предусматривались промежуточные шпа¬нгоуты из уголковой стали (51х38х6 мм), возвышавшиеся над ватерлинией на 0,3 м. В машинном и котельном отделениях на всех шпангоутах, а в носу и корме на каждом третьем шпангоуте устанавливались обратные неравнобокие угольники 51х38х5 мм. Корпус разделялся водонепроницаемы переборками с вертикальными стойками (8, 13, 19, 25, 32, 45. 50, 58, 62 шп.) толщиной 3 в верхней и 5 мм в нижней частях на десять отдельных отсеков, верхняя палуба настилалась из листов толщиной 4 мм.
Каждый двухвинтовой тральщик снабжался двумя якорями Холла (весом по 0,3 т) и двумя якорными цепями (длиной по 100 м) калибром 19 мм. Устанавливались две шлюпки, четырёхвесельный ял без парусов. Первоначальное вооружение – 47-мм орудие и пулемёт, тралы Шульца, катерный и змейковый. Два водотрубных котла Ярроу на угольном отоплении (общая поверхность нагрева 136 м2, рабочее давление пара 11,2 кг/см2) питали две вертикальные двухцилиндровые паровые машины типа «компаунд», экипаж насчитывал 39 чел.

Корабли «Минреп» и «Взрыв» были сданы в 1911 году. Корабли имели мореходные обводы, хорошую управляемость, раздельное размещение паровых машин и котлов, повышенную непотопляемость и радиостанцию.
Тральщики были зачислены в корабли 4 ранга и отнесены в разряд портовых судов, поскольку в Ǵорском ведомстве продолжали считать, что траление будет производиться только на рейдах и, следовательно, оно должно обслуживаться портовыми средствами.
Отнесение партии траления к порту привело к тому, что в портовых управлениях под любым благовидным предлогом стремились урезать требования начальника партии по снабжению тралящих судов. Инвентарь и снабжение судов партии по шхиперской части носили убогий характер. Часто это мотивировалось тем, что «тральщики все равно взорвутся». Долгое время продолжались колебания командования по вопросу о снабжении тральщиков артиллерией.
Остро стояла проблема комплектования тралящих судов личным составом. В течение ряда лет в центральных учреждениях господствовал взгляд на траление, как на нечто, в техническом отношении несложное и не требующее специального обучения личного состава. Доклады в специальных комиссиях о большом значении траления для действующего 22 флота встречались ироническими улыбками. В канцелярии морского министра начальнику партии было обещано провести штаты партии в лучшем случае через год или через два.
Партии траления на Балтике и Черном море были сформированы в 1909 г., соответственно, в Кронштадте и Севастополе. Вначале в их состав вошли портовые суда и миноносцы.

Тральщики типа «Минреп», построенные в 1911-1912 гг. и вошедшие в состав партии траления Балтийского моря, имели водоизмещение 150 т и размерения корпуса: 45х6,1х1,9 м. Стальной корпус делился на отсеки 9-ю водонепроницаемыми переборками. Две паровые машины, общей мощностью 300 л.с., обеспечивали скорость хода до 10 узл и дальность плавания 320 миль. На баке размещалось 57-мм орудие и пулемет. Тральщик мог использовать все виды тралов. Экипаж – 39 человек.
В строй эти тральщики вступили лишь в конце 1913 года, после устранения ряда замечаний флотских специалистов, выявившихся в процессе постройки.
Корабли «Запал», «Проводник» и «Фугас» с опытом сдачи первых кораблей заложили на Ижорской Верфи в 1910 году по несколько улучшенному проекту: в носовой части корабля для устранения вибрации при работе шпиля была установлена дополнительная переборка, предусмотрена внутренняя обклейка наружной обшивки и асбестовое покрытие котлов, установлены моторные шлюпки. Все три корабля были сданы в 1911 г.
По списочному составу флота корабли значились как портовые суда IV ранга, с 16.07.1915 именуются тральщиками. Корабли имели мореходные обводы, хорошую управляемость, раздельное положение паровых машин и котлов, корпус был разделен восемью водонепроницаемыми переборками. Энергетическая установка двухвальная, включала две паровые машины двойного расширения и два водотрубных котла Ярроу на угольном отоплении ( давление пара 11,2 кгс/кв.см ).
Корабли участвовали в Первой мировой войне на Балтийском ТВД. К началу войны Балтийский флот располагал весьма ограниченными тральными силами и средствами. В его распоряжении была только Кронштадтская партия траления, состоявшая из двух отделений, включавших, соответственно, 5 мелкосидящих тральщиков типа «Минреп» и 3 глубокосидящих тральщика типа «Искра».
«Проводник» погиб 27 августа 1914 года, «Взрыв» — 5 августа 1916 года, «Фугас» — 22 октября 1917 года. Вскоре, после гибели тральщика «Проводник», было принято решение о постройке еще 8 тральщиков. По мнению руководства Морского министерства, они должны были быть мелкосидящими, подобно тральщику типа Капсюль». Однако впоследствии опыт боевых действий показал, что при малой осадке, но с высоким бортом и при слабой машине, эти тральщики сильно дрейфовали на тральном галсе даже при несильном ветре.
Зимой 1917 года начальник дивизии траления контр-адмирал П.П. Киткин вышел на Командующего флотом с ходатайством об усилении судового состава тральщиков за счет новых переоборудованных волжских буксиров. Однако морской министр И.К. Григорович считал мобилизацию волжских судов нереальной из-за опасности срыва перевозок продовольствия в столицу. Он согласился сделать очередной заказ промышленности на строительство новых тральщиков типа «Минреп».
После революции 1917 года экипажи «Минрепа» и «Запала» перешли на сторону Советской власти, корабли 25 октября 1917 года и 18 марта 1918 годабыли переданы Финляндской Советской Рабочей Республике.
В дальнейшем «Минреп» был захвачен в Гельсинфорсе белофинами, а «Запал» присоединился к кораблям Балтфлота, совершавшим «ледовый переход» в Кронштадт. Он участвовал в Гражданской войне, послевоенном тралении, Финско-Советском военном конфликте и в 1940 году стал на капитальный ремонт, в котором промтоял всю Великую отечественную войну. В 1948 он был разоружен, выведен из боевого состава флота и переквалифицирован в гидрографическое судно. В 1964 году сдан в Отдел фондового имущества для разделки на металл.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант КБ Ижорской Верфи, СПб
Гл.конструктор
Завод-строитель Ижорская Верфь, Санкт-Петербург
Годы сдачи 1911-1912
Число кораблей в серии 5
(«Минреп», «Фугас», «Запал», «Взрыв», «Проводник»)
Водоизмещение, т:
— стандартное
— нормальное
— полное 150
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 45,1
— ширина наибольш.(по КВЛ) 6,1
— осадка при полн.водоизм. 1,9
Главная энергетическая установка:
— тип паросиловая
— число х мощность ( л.с. ) паровых
машин: 2 х 188
Скорость хода, уз:
— полная 11,5
— экономическая 9,5
Дальность плавания, миль 444 / 320
(при скорости хода, уз.) (9,5 / 11,5)
Автономность по зап. провиз., сут. 5
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 33
Материал корпуса обычная сталь

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
— число и тип
артустановок 1 х 1 — 75 мм
— число и тип
пулеметов 1 х 1 — 7,62
Противоминное:
— трал трал Шульца
— трал змейковый

0
Ваша корзина пуста
Товаров в корзине 0 на сумму 0 ₽ Перейти в корзину Оформить заказ
0
Ваш список пожеланий пуст
Товаров в списке пожеланий 0 на сумму 0 ₽ Перейти в список пожеланий

Товары к сравнению - (0)